Что такое сказкотерапия и как она работает

Одним из интересных и эффективных способов психологической коррекции является сказкотерапия. Разберемся, как работает данный метод и что может рассказать о человеке его любимое сказочное произведение.

Что такое сказкотерапия и в чем ее преимущества

Терапия с помощью сказок представляет собой разновидность арт-терапии, или терапии искусством. К этому направлению относятся также решение психологических проблем с помощью любой другой художественной литературы, мультфильмов, фильмов и театральных представлений.

Преимущества терапии с помощью сказок:

  • сказкотерапия универсальна – она подходит людям всех возрастов, «от мала до велика», окажется полезной в решении широкого спектра запросов;
  • это мягкий, экологичный метод, позволяющий прикоснуться к сложным вопросам, поисследовать жизненный сценарий человека, вытащить наружу глубоко спрятанные эмоции;

Сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке и полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы:

  • Неприятие себя.
  • Инфантилизм, безответственность
  • Неспособность осмыслить свою жизнь.
  • Агрессия.
  • Чувство одиночества.
  • Конфликты с авторитетными фигурами —  людьми, которым взрослый человек должен подчиняться.
  • Неумение разобраться в собственных чувствах.
  • Неспособность выстроить иерархию ценностей.
  • Слабоволие.

 

Сказкатерапия для детей

Работать со сказками полезно:

  • когда нужно обратиться к тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, вина, стыд).
  • выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.
  • помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.

Все сказочные сюжеты для детей можно разделить на четыре условные группы по проблемам, которые в них поднимаются:

1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка в школе, в детском саду, в кругу семьи.

2. Внутренние переживания. Возникает эффект зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и как он этого боится. Если страх забирает эмоциональные силы, становится препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой,с общением со сверстниками. Все это можно проговорить при помощи сказки.

 

Как можно применять сказкотерапию

Первый вариант терапии с помощью сказок – читать (перечитывать) те произведения, которые нравятся и вспоминаются, которые хочется прочесть или перечитать. Здесь важно понять:

  • почему выбрана именно эта сказка, чем она привлекает;
  • с кем из ее персонажей происходит идентификация;
  • что в ней кажется самым интересным и важным;
  • какие части, моменты, отрывки сказки вызывают наибольший интерес;
  • какие, наоборот, не привлекают внимания, оставляя равнодушным.

Все эти моменты нужно проанализировать. Они много говорят о человеке и его жизненной ситуации, дают ответы на важные вопросы, помогают разобраться в себе и указывают на выходы из проблем.

Есть и такой вариант, как читать сборники сказок и определять те, которые нравятся больше. Затем можно прицельно работать с ними.

В то же время произведения, которые не нравятся, могут оказаться еще более ценными. Возможно, именно в них есть что-то, с чем не хочется иметь дело в обычной жизни, и стоит обратить внимание на это.

Народные сказки содержат архетипичные мотивы. Другими словами, их сюжеты, образы и идеи универсальны для всех. И за счет своей максимальной универсальности лучше подходят для терапии.

В авторских произведениях – таких как «Гарри Поттер» и сказки Андерсена – к архетипичному добавляются также личные переживания автора.

Еще один вариант – описать и пересказать свою любимую сказку. Здесь есть много общего с тем, что происходит при чтении сказочных произведений, которые нравятся. При пересказе также важно понять, чем привлекает выбранная сказка, с кем из героев происходит идентификация, что в произведении видится наиболее интересным и что кажется самым важным.

Кроме того, надо обратить внимание, какие моменты упоминаются при пересказе, какие выделяются, то есть на чем делаются акценты. С другой стороны, надо определить, что упускается – это тоже очень важно.

Можно самостоятельно написать сказку на проблемную ситуацию. Затем получившееся произведение нужно проанализировать, обращая при этом внимание, в частности, на все те же вопросы, которые наиболее интересны при чтении и пересказе сказок.

Этот подход к терапии хорошо совмещается с метафорическими картами. Сказочное произведение можно сочинить по выбранной карте.

Таким образом, вариантов применения сказкотерапии много. Этот метод решения психологических проблем позволяет разобраться в себе и своей жизненной ситуации, найти ответы на важные вопросы, решить давние проблемы, определив выходы из них, проанализировать и изменить свое поведение.

Подробнее познакомиться с методом, попробовать его на себе и получить чек-листы для работы со сказками в психотерапии вы можете в рамках курса «Семейная и детская терапия»